Термины по теме виниловых проигрывателей
Headshell (Шел, хедшел, ) — часть винилового проигрывателя к которой крепится головка звукоснимателя. Еще его называют держатель картриджа. Бывает съемный и не съемный.
Картридж (головка) — один из самых важных компонентов винилового проигрывателя. Именно от него в большей степени зависит качество звучания проигрывателя. Это та часть проигрывателя, которая с помощью иглы считывает информацию с пластинки, преобразуя механические колебания в электрический сигнал. Существует два вида картриджей: MM — с подвижным магнитом и MC — с подвижными катушками. Уровень выходного сигнала у MM и MC разный, поэтому каждому типу картриджа должен соответствовать свой фонокорректор.
Вставка (игла) — составная часть картриджа, собственно сама игла, часто в небольшом корпусе, который позволяет удобно производить замену, не меняя и не снимая весь картридж.
Фонокорректор — самый первый усилительный тракт на пути следования сигнала от иглы к акустическим системам. Одновременно с усилением сигнала до необходимого уровня для подачи на обычный усилитель, он корректирует и частотную характеристику. По сути — это усилитель и эквалайзер с фиксированной настройкой. В записи виниловых пластинок принят стандарт RIAA (подавляющее большинство пластинок записано именно с этим стандартом), по которому запись на пластинку производится с определенным изменением амплитудно частотной характеристики (АЧХ). Фонокорректор возвращает частотный спектр к исходному. От точности восстановления зависит правильность тембрального баланса в звучании виниловой пластинки, а от качества комплектующих и схемных решений зависит качество выходного сигнала (уровень искажений, шум, помехи). В некоторых проигрывателях есть встроенный фонокорректор (как правило отключаемый, для возможности использовать более качественный внешний). Существуют фонокорректоры отдельно для MM и MC картриджей или универсальные с переключением типа подключаемого картриджа. Более сложные фонокорректоры позволяют подстраивать входное сопротивление и емкость под конкретную модель картриджа (иногда это происходит в автоматическом режиме). По значимости он стоит наравне с картриджем, а по стоимости нередко сравним с самим проигрывателем.
Слипмат (slipmat, мат) — «коврик» для пластинки. Кладется на опорный диск. Выполняет несколько задач:
1. Предохраняет пластинку от царапин, исключая соприкосновение пластинки с металлическим опорным диском.
2. Минимизирует вибрации, передаваемые от корпуса проигрывателя на пластинку
3. Минимизирует вредные отражения сигнала от опорного диска
До сих пор не определен идеальный материал из которого должен изготавливаться слипмат. Резиновые, пробковые, акриловые, с различными комбинациями материалов… Все имеют как свои преимущества, так и свои недостатки. В некоторых проигрывателях опорные диски изготовлены из акрила, считается, что в таких случаях слипмат вообще не нужен.
Звук пластинки меняется в зависимости от материала из которого изготовлен слипмат, правда не все это слышат и еще меньше людей обращают на это внимание.
Желающим поэкспериментировать необходимо учесть разную толщину слипматов! Нельзя просто так установить слипмат толщиной 6мм, если в стандартной комплектации был установлен слипмат 3мм. Если конструкция проигрывателя позволяет регулировать высоту тонарма, то проблемы нет, а если высота тонарма фиксирована, то изменение толщины слипмата изменит и угол соприкосновения иглы к пластинке, что повлечет за собой как изменение звучания, так и повышенный износ иглы и пластинки.
Тонарм — это часть проигрывателя, которая удерживает картридж и позволяет ему перемещаться вдоль пластинки по правильной траектории. От конструкции тонарма и узла его крепления к корпусу зависит точность отслеживания картриджем дорожек на пластинке. Чем легче тонарм и лучше конструкция поворотного механизма, тем правильнее будет позиционирование головки звукоснимателя относительно пластинки. Нередко пластинки имеют вертикальную деформацию, когда даже на глаз видно, как тонарм вместе с головкой качается как на волнах. Также встречаются заводские дефекты, когда канавки нарезаны с небольшим отклонением от окружности (горизонтальное биение) — головка перемещается вправо/влево в горизонтальной плоскости. Чем меньше инерционность конструкции тонарма, тем легче отслеживать траекторию канавки и тем меньше шансов, что игла будет перескакивать с дорожки на дорожку. Бывают прямые, S-образные и тангенциальные (в современных проигрывателях используются редко) тонармы. Споры о том, какой из них лучше, пока не закончены, каждый производитель применяет свои решения.
Антискейтинг — компенсация скатывающей силы. С помощью этой регулировки (в дешевых проигрывателях ее может не быть) настраивается равномерное давление на внутреннюю и наружную сторону канавки. Неправильная настройка влечет за собой искажения в звуке, повышенный износ пластинки и иголки, менее точное отслеживание траектории и как следствие — перескакивание иглы с канавки на канавку. Существуют разные конструкции механизма антискейтинга. Механические, магнитные, электромагнитные. Настройка может осуществляться как с помощью поворотного регулятора, так и с помощью подвешиваемых под определенным углом грузиков. Зачастую производители виниловых проигрывателей рекомендуют устанавливать уровень антискейтинга равный прижимной силе.
Прижимная сила — сила, с которой иголка будет давить на пластинку. Для каждого картриджа есть своя рекомендуемая производителем прижимная сила. Тем не менее ее можно регулировать на свое усмотрение, как правило в пределах от 1гр до 2гр. Излишне «тяжелая» настройка влечет за собой более быстрый износ иглы и пластинки, а также искажения в звуке. Недостаточно сильный прижим приводит к неполному считыванию информации и сказывается на правильном отслеживании траектории. Регулируется с помощью противовеса на тонарме.